+7
(42359) 25-2-21
Приморский край, Красноармейский район, с.Измайлиха, ул.Центральная, 23
Как добраться?

Русская березка – символ Родины моей!

Русская березка – символ Родины моей!  (открытое занятие) – 2016

Цель.  Познакомить с неофициальным символом России – березой. Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру. Развивать творческие способности.

Материал. Рисунки березовой рощи, кораблик, письмо, посылка, видеокамера, кассета, ложка деревянная, береста, изделия из бересты, глобус, рисунки с пальмой и животными (жираф, лев, крокодил), рисунок с изображением сломанной березки,  платья березок для танца, платочки, заготовки из конусов (ствол березки), полоски зеленого цвета, карандаши, черный мелок, каточки для игры «Третий лишний).

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций художников, чтение рассказа  И. Соколова –Микитова «Береза», заучивание стихотворений о березе, рисование березовой рощи, изготовление заготовок березового ствола из картона.

                                   Ход занятия.

Дети входят в зал, встают полукругом.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в саду гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.) Ребята, скажите пожалуйста, а зачем нужно здороваться? (Приветствуем друг друга, показываем свое уважение к человеку, желаем здоровья). А вы знаете, что можно здороваться по- разному. Давайте с вами поиграем в игру «Приветствие» (Дети встают напротив друг друга, по команде воспитателя здороваются разными частями тела. Затем садятся на места).

Воспитатель. Скажите, ребята, вы что–нибудь заметили новое в нашей группе? (Ответы детей). Правильно, к нам из дальних стран прибыл наш знакомый катерок и привез нам почту. На письме загадка. Отгадав ее, вы узнаете откуда пришло письмо.

Чудо –остров, чудо- остров!

Жить на нем легко и просто.

Жить на нем легко и просто……

Наше счастье постоянно:

Жуй кокосы  -ешь бананы

Жуй кокосы –ешь бананы……(Чунга –чанга).

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие, ребята! Мы очень хотим с вами подружиться.  На нашем острове всегда тепло и весело. У нас растут пальмы. А у вас? Посылаем вам наши рисунки. Будем ждать от вас ответного письма.»

Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы подружиться с малышами с этого чудесного острова? (Да).  И рассказать о своей стране, о том, что у нас растет? (Да). Катерок может передать все, что мы приготовим для наших новых друзей. А как  можно передать информацию? (Написать письмо, написать видеописьмо, снять все на камеру).

Воспитатель устанавливает камеру.

Воспитатель. Мальчики и девочки! Мы с вами живем в большой и прекрасной стране. Она называется Россия. Для того чтобы стать настоящими достойными гражданами этой вели­кой страны, надо хорошо знать ее, любить и гордиться ею. Попробуйте представить себе, какая она огромная, необъятная, наша Россия: на севере идет снег, трещит мороз, люди ходят в шубах, северные моря скованы льдом, а на юге в это же самое время цветут цве­ты, летают бабочки, можно купаться в море и загорать на солнышке. Когда на одном кон­це страны (на западе) наступает утро, и малыши только проснулись и собираются идти в детский сад, на другом конце страны (на востоке) уже вечер, ребята уже пришли домой из детского сада, ужинают и готовятся спать. Правда, все это похоже на сказку? Вот такая она удивительная и необычная, наша страна Россия!

Сейчас мы с вами прочитаем волшебное стихотворение:

Ручеек заливисто журчит,

Одуванчик ярко золотится,

Солнце так развесило лучи,

Словно крылья радужной жар-птицы.

И, на воле весело играя,

Я скажу вам: нет прекрасней края!

На первый взгляд обычное стихотворение. Но давайте произнесем первые звуки каждой строчки: Р — О — С — С — И — Я. Слышите? У нас получилось название стра­ны, в которой мы живем, — Россия!  Россия –самая большая страна в мире, поэтому в разных ее частях природа разная, но везде по-своему красивая. Что такое природа? (Ответы, рассуждения детей). Человек – тоже часть природы. Только, в отличие от рыб, птиц, зверей, растений, человек обладает умением думать, решать, самому выбирать, каким ему быть- добрым или злым, ленивым или трудолюбивым, совершать хорошие поступки или дурные. И мы должны с вами охранять и оберегать нашу природу, наш дом –планету Земля.

Игра «Назови обитателей нашего края». (воспитатель бросает мяч детям, кому бросает в руки, тот называет обитателей нашей местности).

Игра «Третий лишний» (На карточках птицы: ласточка, воробей, попугай; деревья: береза, дуб, пальма; звери: медведь, еж, лев).

Воспитатель. Наша Родина – большая и красивая страна, у нее есть славная история, которой мы должны гордиться. Мы знаем, что каждое государство имеет свои отличительные знаки, отличительные символы. Что такое символы? (герб, флаг, гимн). Есть у России и другие символы, характерные только для нашей страны. Это русская матрешка, песня «Калинка», русская хохлома, хоровод «Во поле березка стояла». Сегодня мы поговорим о березке.

 Воспитатель. «Россия» - слово звонкое и чистое, как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама! Часто Россию называют страной берез. Гости, приезжающие к нам из других государств, спрашивают у россиян о березах, фотографируют белоствольных красавиц, увозят на память фотографии, чтобы показать родным и близким русское чудо –дерево. Березу милую, родную издавна считают символом России – нашей Родины. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. С чего начинается Родина? Наверное, с белых берез! Какая красивая березовая роща!

На поляне, на пригорке

Под окном среди полей

Белокурая береза-

Символ Родины моей.  

 (М. Ероха)

 

«Что такое Родина?»-

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

«Эта наша Родина-

Милая Россия,

Нет другой на свете

Родины такой».

В сердце ты у каждого,

Родина- Россия!

Белые березки, колос налитой,

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

Воспитатель. Как можно березу назвать ласково?

Дети. Березка, березонька…

Воспитатель. Какая березка?

Дети. Белая, кудрявая, красивая.

Воспитатель. Какие красивые слова! Это самое любимое русским народом дерево. Со времен глубокой старины береза вошла в нашу жизнь.

Опять о них, кудрявых и белесых…

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы!

Хоть день, хоть год,

Хоть вечность колеси.

(Г. Тумарев)

Воспитатель. Березка воистину русское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, холщовую рубаху, Курочку Рябу, каравай хлеба… А сколько песен о березе сложено, сколько стихотворений написано.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую.

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, да не ломится!

 (А. Прокофьев)

 Физкультминутка «Березонька» ( Все движения выполняются плавно.)

 Береза моя, березонька (движение правой  рукой в сторону - вверх),

 Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)

 Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх),

 Посреди долинушки (опустить руки).

 На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошками вверх),

 Листья зеленые (опустить руки).

 Под тобой, березонька (наклониться вперед, руки развести в стороны),

 Трава шелковая (движения руками вправо-влево).

 Вокруг тебя, березонька (поднять туло­вище),

 Девицы красные (движения головой вправо-влево)

 Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).

Воспитатель.  Красота русской березки вдохновляет поэтов, художников на создание прекрасных картин, стихов, Много народных песен, загадок, пословиц посвящено белой березе. (Рассматривание репродукций картин.)

Береза моя березонька!

Береза моя белая,

Береза раскудрявая! (слова песни)

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

(Николай Рубцов)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

(Сергей Есенин)

 

Воспитатель. Из березы на Руси делали посуду.( Показывает деревянную расписную ложку)

Наши деды на Руси

(У любого ты спроси)

Эту ложку уважали,

Из березы вырезали.

И для каши, и для щей

Нету ложечки вкусней.

И красива, и легка

Для любого едока

Расписная ложка,

Лаковая ножка,

Красной ягоды глазок,

Золотистый завиток.

Воспитатель. (показывает картинку сломанной березки). Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево: ведь оно живое!

В весенний день мальчишка злой

Пронзил кору березы,

И капли сока, словно слезы,

Текли прозрачною струей.

(Ф. Сологуб)

Воспитатель. Дети, берегите березы, чтобы они не лили горькие слезы! Чтобы убедиться в том, что вы хорошо знаете, как заботиться о природе, поиграем с вами в игру «Это я, это я, это все мои друзья!»

-  Кто природу обожает, весной деревца сажает?

- Это я!

-  Кто любитель отдыхать и поляну за­сорять?

- Это не я!

-  Кто желает помогать, деревца весной сажать?

- Это я!

-  Кто желает помогать деревца, кусты ломать?

- Это не я!

-  Кто в любую непогоду любит матуш­ку-природу?

- Это я!

Воспитатель.  Ствол берез называют сарафаном, а ветки –косами. Как вы думаете почему? (ответы детей). Молодые, тоненькие, прямые березки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами, светлооких русских девушек. Соберутся девушки на поляне и водят вокруг березки хоровод.

Хоровод «Во поле береза стояла!»

Воспитатель. Вот мы и рассказали нашим новым друзьям о березоньке. У меня есть посылка, предлагаю сделать сувениры.

Изготовление березок из готового конуса, зеленой бумаги.

Воспитатель.  Из белого квадрата вырезаем круг, затем обрезаем его по начерченным линиям, намазываем края клеем и соединяем, чтобы получился конус. Зеленый прямоугольник нарезаем на тонкие полоски и «завиваем» их, накручивая на карандаш. Приклеиваем их к верхушке конуса.

Воспитатель. Давайте аккуратно положим наши сувениры  и кассету с записью нашего занятия в посылку. Потом мы напишем письмо и нарисуем рисунки. И можно будет отправлять нашу посылку.

О чем мы сегодня с вами беседовали? Что вам больше всего понравилось.

 

 

29 Ноябрь 2016, 1284 просмотра.