+7
(42359) 25-2-21
Приморский край, Красноармейский район, с.Измайлиха, ул.Центральная, 23
Как добраться?

Проблемы управления малокомплектным дошкольным образовательным учреждением в условиях модернизации образования России

Казанская наука №5 2016 08.00.00 - Экономические науки 37 08.00.05

И.И. Рудзанова, Н.А. Третьяк

Дальневосточный федеральный университет, филиал, кафедра экономики,

Уссурийск, uss@uss.dvfu.ru

проблемы управления малокомплектным дошкольнымобразовательным учреждением в условиях модернизацииобразования россии

 

         В работе выявлены проблемы управления малокомплектными дошкольными образовательными учреждениями, обоснована необходимость использования целевого принципа в финансировании и трехуровнего управления по результатам.

 

         Ключевые слова: финансирование малокомплектных ДОУ, проблемы управления, управление по результатам.

 

         Становление и развитие дошкольных образовательных учреждений страны предполагает поиск различных рациональных и эффективных механизмов реализации государственной политики по модернизации системы дошкольного образования.

         В связи с внедрением Федеральных государственных стандартов повысились требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образование и условиям ее реализации. Поэтому эффективность работы дошкольных образовательных учреждений во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей реальную экономическую самостоятельность ДОУ, их конкурентоспособность и положение на рынке образовательных услуг.

         Управление малокомплектным дошкольным образовательным учреждением имеет свою специфику и требует особого внимания, т.к. в Российской Федерации более двадцати тысяч малокомплектных детских садов, в которых получают дошкольное образование 20% детей дошкольного возраста.

         Исследования последнего десятилетия (А.В. Антонова, Т.С. Комарова, С.В.Веракса и другие) говорят о перспективах модернизации системы дошкольного образования в РФ и направлены на переосмысление процессуально-результативной, структурной и ценностной сторон развития дошкольного образования.

         Анализируя теоретические исследования, можно сделать предположение, что в настоящее время недостаточно изучена проблема управления малокомплектным дошкольным образовательным учреждением.

         Основными проблемами управления малокомплектным дошкольным образовательным учреждением являются следующие:

         - многофункциональность руководителя сельского детского сада (это и эксперт, и стратег, и исполнитель в реализации плана деятельности малокомплектного детского сада);

         - недостаточные материально-технические условия дошкольных образовательных учреждений для реализации федеральных государственных требований;

         - значительные финансовые затраты на содержание воспитанника;

         -низкая заработная плата педагогов, работающих в малокомплектных дошкольных образовательных учреждениях;

         - недостаток внимания к проблеме совершенствования системы образования в сельской местности.

         До недавнего времени финансирование дошкольного образовательного учреждения осуществлялось по сметной системе, и основными особенностями финансово-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения были следующие:

         - двойственность источников финансирования;

         - независимость платы родителей от фактического уровня затрат на содержание детей в дошкольных учреждениях (80% затрат на содержание детей покрывалось за счет учредителя, а 20% составляла плата родителей);

         - отсутствие у дошкольных образовательных учреждений оперативной и экономической самостоятельности.

         Однако, на современном этапе, финансово-хозяйственная деятельность дошкольных образовательных учреждений кардинально изменилась.

         В настоящее время создана модель финансирования реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования, в которой федеральный, региональный и муниципальный бюджеты существуют не обособленно, а являются составными частями друг друга, поэтому в Бюджетном кодексе РФ закреплен следующий правовой механизм: в случае недостаточности собственных доходов в муниципальном образовании органы государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляют бюджетное регулирование.

         Исследуя источники финансирования дошкольного образовательного учреждения, можно установить, что основным источником финансирования является местный бюджет.

         Финансовые средства из бюджета субъекта Российской Федерации выделяются муниципальному образованию на организацию общедоступного дошкольного образования в виде субвенций местным бюджетам в части финансирования расходов на оплату труда работников дошкольного образовательного учреждения; в виде субвенций расходов на учебники, учебные пособия, хозяйственные нужды; в виде дотаций местным бюджетам, если местному не хватает денежных средств.

         Таким образом, введение подушевого финансирования дошкольного образовательного учреждения положительно сказывается на деятельности учреждения, если в ДОУ большое количество воспитанников. Однако для малокомплектного детского сада такой принцип неприемлем, ввиду небольшого количества воспитанников (до 35 человек) такая система финансирования отрицательно влияет на деятельность ДОУ, поэтому в муниципальных образованиях, где имеются малокомплектные детские сады, разработан особый порядок финансирования сельских детских садов.

         Для малокомплектных детских садов нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности, финансовое обеспечение содержания ребенка (присмотр и уход) учитываются из фактических затрат, которые не зависят от количества воспитанников. При этом, очень часто финансирование ДОУ осуществляется по остаточному принципу.

         При решении вопросов совершенствования финансирования малокомплектных детских садов необходимо использовать целевой подход.

         Субвенции на малокомплектные детские сады, должны идти отдельной строкой в краевом бюджете. Таким образом, будут полностью исключены ситуации, когда муниципалитеты перенаправляют средства, предназначенные малокомплектным учреждениям на другие статьи, а до малокомплектных детских садов они не доходят.

         Помимо сложностей с финансированием малокомплектных дошкольных образовательных учреждений, необходимо отметить еще одну проблему, которая прослеживается в работах И.А. Елисеева, Т.И. Пуденко, И.П. Марченко, которые отмечают, что в последнее время многие руководители не соответствуют требованиям времени из-за низкой управленческой компетентности. Прежний руководитель проявлял себя, как правило, хорошим

исполнителем, образование же сегодня нуждается в новом типе руководителя-инициатора, творца, способного создать условия, обеспечивающие развитие личности педагога и ребенка в соответствии с потребностями развивающегося общества.

         Управление воспитательно-образовательным процессом в малокомплектном дошкольном образовательном учреждении является одним из необходимых элементов педагогической системы, оказывающим существенное воздействие на еѐ функционирование и развитие и должно осуществляться «по результатам».

         Использование системы управления по результатам в малокомплектном дошкольном образовательном учреждении более предпочтительно, чем использование американской системы управления по целям, т.к. эта концепция, на практике, приносит ощутимые эффекты там, где от каждого работника требуется многофункциональность и творческая отдача. Суть концепции посвящена нацеливанию руководителей на результативность[1].

         Основная идея управления по результатам заключается в том, что ни одна организация не представляет никакой ценности сама по себе, но она является упорядоченной формой, которая объединяет работников для достижения определенных результатов, согласованных всеми членами организации. При этом эффективно используются особенности малокомплектного дошкольного образовательного учреждения, творческие способности людей, а также стили и техника управления, т.е. разъясняется каждому работнику смысл его труда, создаются условия для свободной реализации физических и умственных способностей человека для достижения совместно согласованных результатов и улучшения уровня жизни.

         Труд в системе управления по результатам не имеет принудительного характера, т. е. содержание труда последовательность, место и время выполнения обусловливаются только результатами, в определении которых участвует и руководство, и персонал.

         В условиях управления по результатам, инициативный и творческий персонал — ценнейший ресурс. Источником такого управления является убеждение в том, что каждый человек способен к саморазвитию независимо от того, на каком уровне организации он работает. При этом руководитель должен быть демократичным, гибким, готовым к сотрудничеству, уделять основное внимание результату, доверять работнику и делегировать ему обязанности, а также давать возможность подчиненным добиваться успеха. По своему характеру работа такого руководителя, в отличие от традиционных методов

руководства, основывающихся на приказах, заключается в оказании влияния на поведение и действия людей, через их мотивирование на достижение общих целей организации.

         Поэтому для максимального использования творческих способностей членов организации, когда уже определена цель, исполнителю предоставляется свобода выбора в отношении средств ее достижения. А когда цель неясна и нет возможности использовать свои способности, у человека отсутствует мотивация к труду. Таким образом, в условиях рассматриваемого подхода к управлению у подчиненных во много раз больше возможностей для достижения результата, чем при традиционной системе управления, основанной на приказах.

         Управление по результатам — это процесс получения конкретных, продуманных, планируемых в соответствии с объективными возможностями результатов управленческой деятельности, включающий три этапа[2]: 1 этап - определение (планирование) предстоящих результатов; 2 этап - организация ситуационного управления (повседневная практическая управленческая деятельность по достижению результатов); 3 этап - оценка результатов (мониторинг, анализ и итоговое заключение в отношении полученных результатов).

         1. Процесс определения (планирования) результатов должен начинаться с глубокого анализа устремлений, на основе которых определяются желаемые результаты для различных уровней: а) финансовые результаты деятельности; б) результаты функциональной деятельности; в) результаты поддержки.

К финансовым результатам деятельности можно отнести покрытие расходов, рентабельность, эффективность использования капитала, переменные и фиксированные издержки.

Функциональными результатами и целями являются количество и качество оказываемых услуг.

Результаты поддержки, в свою очередь, способствуют достижению финансовых и функциональных результатов. К внешним результатам поддержки может относиться позиционирование малокомплектного дошкольного образовательного учреждения во внешней среде, отношения с внешними связанными группами – потребителями, государством. Результаты поддержки внутри организации можно установить в отношении мотивированности персонала, использования рабочего времени и средств коммуникации.

2. Процесс управления по ситуации заключается в такой организации дел, при которой деятельность людей и окружения приведет к воплощению планов в желаемые результаты. Особенностью этого этапа является то, что влияние внешних и внутренних ситуационных факторов невозможно представить со всеми подробностями. Поэтому руководители должны обладать способностью анализировать, принимать во внимание подходы к управлению персоналом и эффекты взаимодействия с внешней средой. Основное содержание процесса управления по ситуации можно представить в следующем виде: на первом плане стоят источники влияния руководителя, которые за последние десятилетия значительно изменились (заинтересованность и творческая позиция; плановость; умение сотрудничать и управлять людьми; искусство мотивировать и стратегически управлять; готовность к риску; умение приспосабливаться к изменениям и использовать их; готовность к взаимодействию и к руководству группой), на втором - планирование, которое подразделяется на стратегическое; годовое; планирование графиков работы.

3. Заключительным этапом управления по результатам является процесс контроля за результатами, с целью оценки конечных и промежуточных результатов ситуационного управления. Напористость, творческий подход и обязательность при выполнении планов являются отличительными чертами этой системы управления.

Так как, в малокомплектных дошкольных образовательных учреждениях, каждый работник является результативно образующим звеном, принципиально важно, что концепция управления по результатам опирается именно на человеческий фактор, как ключевой инструмент механизма управления результативностью в организации.

Управление, опирающееся на коллективную отдачу, предполагает высокую сплоченность участников и синергетический эффект от совокупного профессионализма.

         Список литературы

1. Сапкулова Е.В. Концепция «управление по результатам»: особенности, принципы, актуальность для управления образовательными системами [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 82-86.

2. Строчилина В.С. Технология управления по результатам в системе HR-менеджмента организации [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 146-149.__

 

 

 

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

К А З А Н С К А Я Н А У К А


№5 2016

www.kazanscience.ru

 

Лицензия ПИ № ФС77-59615

Подписано в печать 31.05.2016      Формат 60 х 84 1/8. Печать цифровая.

8,5 усл.печ.л. 9,7 уч.изд.л. Тираж 900 экз. Заказ 5316.

 

Учредитель: ООО «Казанская наука»:

420111, г. Казань, ул. Университетская, 22

Адрес издательства, типографии – ООО «Казанский Издательский Дом»:

420102, г. Казань, ул.2-ая Юго-Западная, 3

Цена – договорная

 

 

© Казанский Издательский Дом

тел.(843) 290-60-15

факс.(843) 238-32-01

Отпечатано с готового оригинал-макета

ООО «Казанский Издательский Дом»

31 Октябрь 2016, 2390 просмотров.